Какой подросток сегодня? Чем отличается от сверстников 50 лет назад?

Продолжу тему «Как стать взрослым?», которую начал в предыдущей статье. И в этой части статьи акцент больше сместиться в сторону попытки разобраться в вопросе «какой подросток сегодня?» Про «трудный возраст», про то, что «молодежь сегодня не такая» можно слышать постоянно, но в чем же действительно наблюдается отличие? Подростковый возраст всегда был трудным и для молодых людей, и для их родителей. Действительно ли современные дети не хотят думать?

Особенности взросления китайской молодежи.

Прежде чем попытаться ответить на вопрос: «Думает ли современная молодежь?», стоило бы немного написать про особенности взросления в китайском обществе. В предыдущей части упоминалось про увеличение периода взросления в США, Европе, Японии. А какой подросток в Китае?

Там до сих пор сильны традиции конфуцианства, которые накладывают сильный отпечаток на взаимоотношение детей и родителей. Когда есть предписание уважать родителей и пожизненно о них заботиться. Родители также обязаны всю жизнь поучать, контролировать поведение детей, следить за ошибками на жизненном пути. Это система «скрытого контроля», поэтому вы не увидите родителя с ремнем.

Поэтому если на Западе эксперименты, пробы и ошибки – это часть пути взросления, то в Китае – это недоработка родителей. Это авторитарный стиль воспитания. Китайское общество – это сложная иерархия взаимосвязей и коллективной зависимости, поэтому детей учат вписываться в определенную группу, где человек обязан подчинить свои интересы групповым.

Китайская молодежь действительно рано обзаводится атрибутами взрослой жизни: начинают работать, обзаводятся семьями, живут отдельно. При этом у них нет возможностей «искать себя до 30 лет», высокая конкуренция, поэтому нужно быстро сделать профессиональный выбор и начать движение по карьерной лестнице.

Но в определенной степени китайцы остаются «вечными детьми», всю жизнь сохраняя зависимость от родителей, тесную связь с ними. Какой подросток в китайской семье станет бунтовать? Никакой!

Современные характеристики взросления

Переход от детства к взрослости значительно удлинился, и простирается теперь до 30 и даже более лет. Доказано, что мозг развивается, по меньшей мере, до 25 лет. Вплоть до этого времени продолжается формирование мозговых структур, отвечающих за эмоциональный контроль и когнитивную деятельность высокого уровня, за планирование и предвидение последствий своих решений, за контроль импульсов, сопоставление риска и результата.

Существенно поменялись критерии взрослости. Если раньше объективными внешними критериями считали финансовую независимость, создание семьи и рождение ребенка, начало профессиональной деятельности, отдельное от родителей проживание, то в последние годы критерии становятся все более субъективными, внутренними (субъективное восприятие себя как взрослого человека, ответственность за принимаемые решения и поступки).

Меняются нормы критериев и сроков достижения взрослости. Люди, принадлежащие к разным социальным слоям, к разным культурам, воспитывающиеся в разных семьях, идут к взрослости разными путями и достигают ее в разное время.

Какой подросток сегодня на постсоветском пространстве?

Помимо общемировых тенденций развития общества, на эти процессы сильно влияли смены политических строев в наших странах. Существуют различные разрозненные исследования подросткового возраста. Но среди них есть исследование Т.В. Драгуновой под руководством Л.И. Божович, которые изучали уровень развития самосознания и личностной рефлексии в 1961 году. Это исследование было продолжено, и были получены данные 80-х гг, и 2010-х. Именно поэтому оно интересно с практической точки зрения. Вот краткие тезисы.

Выводы, полученные в ходе исследования подростков.

Примерно в 12 лет у советских подростков конца 50-х гг. XX в. наблюдался перелом в отношении к себе: появлялся интерес к своему внутреннему миру, они начинали думать о себе. Они стремились выработать в себе такие черты, которые позволяли бы им добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Главным образом подростки размышляли о своих поступках.

В конце 80-х перестроечных лет большинство подростов уже не выражали личностной рефлексии. Причем это было свойственно и для 12-летних, и для 16-летних. Исследователи писали, что «Создавалось впечатление, что подростки как бы растворяются в потоке жизни, не выделяя себя из него и даже сопротивляясь этому выделению».

В 209-2010 гг повторение эксперимента и вовсе столкнулось со сложностью, что подросткам было сложно прочитать отрывок классического произведения, что являлось частью эксперимента. И дело не в низком уровне, потому что эксперимент проводился в успешной гимназии. Испытуемые подростки не могли выделить куски текста или мысли, с которыми бы они не были согласны, они не моги себя идентифицировать с главными героями, не могли эмоционально сопереживать им. Типичным в этом плане является ответ одного из семиклассников: «Думать о себе? Анализировать? Да я и так о себе все, что надо, знаю или как-нибудь узнаю, если понадобится».

Для современного подростка не нужно бороться за свои права, для большинства из них соблюдение этих прав естественно. Более значимыми оказываются ценности: самоуважение, личное мнение, собственные права и желания.

Если школьники конца 50-х обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, то у подростков 80-х она оказывается слабо выраженной, а у современных подростков практически не выявляется.

Жизнь подростка в социальных сетях.

Раньше существовала целая культура и традиция, когда велись личные дневники, куда записывались собственные мысли и анализ событий. Это способствовало развитию навыка рефлексии. Сегодня подростки тоже много пишут в социальных сетях, но принципиально другое содержание. Хотите знать «какой подросток, какие у него подростковые проблемы?» – зайдите на страницу в соцсетях и почитайте.

Функция современных социальных постов – не поделиться мыслями и переживаниями о жизни, а сообщить «нечто» другим, о каком-то сиюминутном событии, либо поделиться чужим. Это способ никогда не оставаться наедине с самим собой, боязнь «выпасть из жизни».

Заключение.

Куда это приведет? – никто не знает, я не берусь предсказать. Я не стану становиться в «позицию старого брюзги» и осуждать современные тенденции. Это есть, и это факт. И, похоже, сегодня, как никогда взрослым сложно понять молодых, а молодым сложно стать взрослыми, по той причине, что они туда и не стремятся. Вот такое противоречие. Такой современный подросток сегодня и такие проблемы взросления у современной молодежи.