Сложно ли стать гештальт-терапевтом и научиться помогать людям решать их психологические проблемы?

Сейчас стала популярной профессия психолога, растет спрос на психологические услуги, растет количество учебных заведений, готовящих психологов, растет количество выпускников психологических факультетов. Все чаще можно встретить упоминание «гештальт-терапевт и гештальт-терапия», или выражение «закрыть гештальт». Термины, которые большинству неизвестны или мало о чем сообщат. А сложно ли научиться помогать людям? Сложно ли стать психологом? А как становятся гештальт-терапевтом? Я сперва предлагаю подумать, а потом уже решать идти учиться на психолога. Это не самый быстрый путь и не самые простые деньги
Давайте, я попробую ответить на этот вопрос, как вижу его я, имея за спиной высшее психологическое образование, и прошедший все три ступени подготовки гештальт-терапевтов. Эта информация может быть полезной для широкого круга читателей, так и тем, кто интересуется профессией психолога и гештальт-терапевта.

Как стать профессиональным психологом?

Молодые люди надеются освоить профессию психолога и поступают для этого на психологический факультет. Здесь речь идет о высшем психологическом образовании. Но я не открою какой-то тайны, сказав, что ни один ВУЗ не подготовит специалиста, который сразу же сможет приступить работать и начать помогать людям. Это справедливо относится, практически, к любой специальности.

На психологическом факультете вам дадут теоретическую базу, познакомят с различными направлениями и школами, а на практике вы увидите работу психологов в различных учреждениях. У вас будет диплом психолога, но вам еще предстоит освоить профессию, и стать профессионалом.

Поэтому выпускники психологических факультетов чаще говорят о себе «я учился на психолога», но не говорят «я – психолог». Потому что «психолог» – это профессия, а, следовательно, нужно работать по специальности.

Где работать психологом? Как освоить профессию?

Выбор не так уж велик: как правило, ограничивается организациями бюджетной сферы (сфера образования (детские сады, школы, внешкольное образование), системы МВД и МЧС (психологи в подразделениях), социальная сферы (социальные центры) и прочее). Для работы в системе здравоохранения придется получить квалификацию «медицинского психолога». Красивая картинка из фильмов, когда психолог в собственном кабинете принимает клиентов еще очень далека от реального воплощения.

Чтобы начать частную психологическую практику, придется погрузиться в дополнительное образование в рамках одной из сотен психологических школ, а затем совершить массу усилий по развитию этой самой практики.

Как стать гештальт-терапевтом

Место гештальт-терапии среди множества других помогающих практик.

Как я уже сказал, психологических школ превеликое множество, но есть среди них с десяток направлений, которые получили наибольшее развитие. К ним относятся: психоанализ, гештальт-терапия, когнетивно-поведенческая терапия, экзистенциальная психотерапия. Это общие названия, и в рамках каждого, существуют свои ответвления.

Обучение гештальт-терапии в Минске. Набор на 1-ю ступень.

Гештальт-терапия получила наибольшее развитие на постсоветском пространстве и самую мощную организацию, как в количественном, так и в качественном выражении. По этой же причине получает наибольшее количество критики со стороны оппонентов.

Но постараюсь быть объективным и скажу, что стандарты подготовки (обучения) гештальт-терапевтов остаются твердыми, и с каждым годом только повышаются. На сегодняшний день речь идет о создании Евразиской ассоциации гештальт-терапевтов, которая включала бы в себя все европейские институты (организации) гештальт-терапии, а также восточноевропейские и азиатские институты.

Становление профессиональной идентичности гештальт-терапевта.

Эта часть будет полезна всем тем, кто интересуется профессией гештальт-терапевта и подумывает начать свое обучение в гештальт-программе, началом которого является так называемая «Первая ступень».
Я постараюсь дать личную оценку формирования профессиональной идентичности гештальт-терапевта. Это мой личный опыт, наблюдения, оценка, которые не претендуют на объективность.

Я не стану описывать процесс подготовки 1-й, 2-й и 3-их ступеней. Об этом можно почитать в других источниках и рекламных материалах, которых превеликое множество в интернете. Я остановлюсь на «недостатках». Я взял это слово в кавычки, потому что это не недостатки как таковой системы обучения гештальт-терапевтов, это вероятные кризисы формирования профессиональной идентичности.

Ложная идентичность гештальт-терапевта на 2-й ступени.

В процессе обучения на 2-й ступени возникает типичная ситуация кризиса профессиональной идентичности. Когда у участников возникает внутренняя уверенность в освоении техниками гештальт-терапии, т.е. профессия сводится к освоению техник. А нужно отметить, что действительно, к концу второй ступени многие участники программы могут демонстрировать работу с реальными клиентами.

Профессия гештальт-терапевта не сводится к освоению техник гештальт-терапии.

Существует процедура сертификации, которая подразумевает выполнение всех необходимых условий (должны быть подтверждены все необходимые часы обучения и терапии, работы в тройках, посещения интенсивов и конференций, описаны случаи и наличие диплома высшего образования). Выражаясь простым языком: «мало кто понимал, зачем необходим сертификат гештальт-терапевта, и зачем предпринимать усилия, чтобы выполнить необходимые стандарты, если я уже итак умею работать с клиентами, если я уже итак гештальт-терапевт?»
Участники покидают обучающий проект, не пройдя сертификацию. Они сами себя называют гештальт-терапевтами, оставаясь в дальнейшем «самозванцами» и, зачастую, выключенными из профессионального сообщества.
У меня нет статистики, но наблюдения подсказывают, что терапевтическая практика у таких людей не складывается. Они так и не становятся гештальт-терапевтами.

Сложно ли стать психологом?

Кризис профессиональной идентичности гештальт-терапевта после сертификации. Развитие практики.

Пройдя процедуру сертификации каждый сталкивается с новой сложностью: развитие частной практики. Как в случае с профессией психолога, можно получить психологическое образование, но не стать психологом. Так и в случае гештальт-терапевта, можно сертифицироваться, но не стать гештальт-терапевтом. Формирование профессиональной идентичности терапевта невозможно без личной практики.

Именно наличие клиентов делает терапевта терапевтом, а не наличие дипломов и сертификата.

И чем больше клиентов, тем устойчивее практика, тем устойчивее профессиональная идентичность терапевта. Под устойчивой частной практикой можно понимать ситуацию, когда гештальт-терапевт может жить с гонораров от терапии. Опыт говорит, что, как правило. речь идет о минимум 5-7 клиентах в неделю (скорее 7-ми).
На первых порах, все стараются совмещать работу, которая приносит основной доход и первых клиентов, как дополнительный доход и развитие практических навыков.

Получить супервизию и консультацию на развитие частной практики

Развитие частной практики во многом связано с маркетингом психологических услуг. Есть определенные пробелы в самой программе подготовки, где практически не уделяется внимание маркетингу психологических услуг. Естественный отбор расставит все по местам, существуют обучающие программы, которые призваны восполнить этот пробел в знаниях, я лишь отмечаю, что большинство остается в одиночестве с этим «белым полем». Ну а кто-то боится потерять иллюзию стабильности, предпочитая оставить психотерапию, как хобби.

Как стать психологом

Это еще один важный этап в становлении идентичности гештальт-терапевта. Многие участники программ остаются на уровне «хобби», когда имеют основное место работы, а клиенты служат дополнительным заработком. Мой опыт, и опыт моих коллег показывает, что только полный переход, когда терапевт начинает жить исключительно с терапии, дает серьезные качественные и количественные изменения в практике. Можно сказать, что профессиональная идентичность сложилась окончательно.

Другими словами, стать гештальт-терапевтом – это не просто пройти программу, освоить техники, сертифицироваться, но поменять свою жизнь, стать ремесленником, как сказали бы раньше, или стать индивидуальным предпринимателем, как говорят сейчас. Взять контроль над своей жизнью, полностью доверившись своей профессии гештальт-терапевта.

Роль профессионального сообщества в профессиональной идентичности гештальт-терапевта.

Помимо профессионально общения и чувства принадлежности к значимой социальной группе, профессиональное сообщество выступает в качестве регулятора отношений между терапевтами. Соблюдение минимальных требований для вступления в профессиональное сообщество (процедура аккредитации), положительно влияют на общий профессиональный уровень и профессиональную идентичность гештальт-терапевта.
Считаю крайне вредной практику изоляции, когда участники вынуждены общаться только внутри своего малого сообщества (или группы), а их профессиональное развитие, во многом, зависит от личных отношений с тренером. Единые стандарты и взаимозачеты только обогащают профессиональное сообщество.

Развитие профессиональной идентичности супервизора.

Кратко коснусь темы профессиональной идентичности супервизора и обучения на так называемой «3-й ступени». Пожалуй, главным замечанием по поводу самой организации 3-й ступени, я бы добавил более жесткие требования для участников, а именно: условие наличия долговременной сформировавшейся практики. Я осознаю материальные и организационные сложности, с которыми сталкиваются при наборе группы, однако практика подсказывает, что это идет на пользу всем заинтересованным сторонам.

Не может сформироваться идентичность супервизора без сформированной идентичности терапевта.

Надеюсь, эта статья будет полезна всем, кто начинает свой путь в гештальт-терапии. А я выражаю благодарность всем своим учителям.

А если хочется чуть больше узнать, то предлагаю послушать мой подкаст “Разговорчики по Фрейду”, который вы найдете на любой стриминговой площадке