О современном хэдхантинге в Беларуси

Не могу не сказать несколько слов о работе рекрутинговых агентств и хэдхантинге в белорусских реалиях. К написанию статьи подтолкнул звонок рекрутера одного столичного кадрового агентства. Речь шла о вакансии директора по персоналу в одну известную белорусскую компанию (достаточно крупную и широко известную, назовём ее компания «Т»).

Выяснив название этой компании, я усомнился в ценности этого предложения, потому что при своей известности, компания обладает дурным имиджем как работодателя (причем, как из открытых источников, так и инсайдерская информация). Но я решил удовлетворить свое любопытство и попросил, насколько это возможно по телефону обрисовать основной функционал и предлагаемые условия.

Вначале хочу отметить, что наличие, а равно, как и отсутствие, в открытом доступе резюме ни говорит ровным счетом ничего, особенно, когда человек занимается фриланс-проектами не первый год. Наличие резюме в базе данных позволяет держать руку на пульсе рынка труда, а также находить интересные и плодотворные формы сотрудничества.

Моему удивлению не было предела, поэтому я и решил поделиться этим на своем сайте. Но давайте по порядку.

Первое, что мне было озвучено, что «ограничений по заработной плате нет и компания «Т» готова рассматривать любые пожелания». Что вызвало у меня улыбку, и я вспомнил известную фразу: «вы можете себе позволить все что угодно в рамках разумного и имеющегося бюджета».

Второе по счету, но не по значимости, о чем мне бы хотелось знать, прежде чем я буду готов встречаться с милой девушкой из рекрутингового агентства – это функционал директора по персоналу. На том конце провода, мне честно стали перечислять, практически, выписку из должностных обязанностей, но не смогли пояснить смысла этих длинных фраз. Оказалось, что агентство берется выполнять заявку на позицию ТОП-менеджера крупной компании, которую скинули по электронной почте/факсу, не удосужившись снабдить ее подробными комментариями, и не сделав соответствующих акцентов. Опустим такой существенный момент, что в заявке даже не было указано, кому конкретно подчиняется директор по персоналу (может это действительно не важно, а я придираюсь?)

Третье, что меня сильно обескуражило – это факт того, что заявку для кадрового агентства скидывала HR-специалист компании «Т». Я поинтересовался: не удивляет ли этот казус, что подчиненный участвует в поиске своего руководителя? И получил ответ, что «действительно, это выглядит странно». Я люблю необычные и иногда странные вещи, но не в вопросах менеджмента и управления персоналом.

Четвертое, что удалось выяснить, что рекрутер совсем недавно работает в данном рекрутинговом агентстве, поэтому не обладала всеми необходимыми знаниями для закрытия данной вакансии. К справедливости нужно отметить, что девушка искренне поблагодарила меня за советы, замечания и вопросы, которые я задал и высказал, и теперь она стала лучше понимать, как выполнить поставленную задачу. В конце концов, речь идет о ТОПовой позиции в известной компании, а не о рядовом сотруднике, знания и компетенции которого легко оценить на собеседовании.

Поэтому, счел своим долгом подсказать, что неплохо было бы связаться рекрутеру с непосредственным руководителем предполагаемого HR-директора в компании «Т» и совместно составить подробную заявку, из которой было бы четко видно: какие цели и задачи ставятся перед HR-директором, какими ресурсами вправе распоряжаться этот HR, какими личными качествами он должен обладать, и какие компетенции будут востребованы в первую очередь? Оговорить: примерный коридор по заработной плате, критерии выполнения заданных показателей, прочие нематериальные условия.
А уже после этого, имел бы смысл встречаться с сотрудниками кадрового агентства, чтобы они могли оценить кандидатов на соответствие заявке, а кандидаты получше узнать об условиях и задачах.

Эта ситуация в который раз подтверждает мои худшие опасения на счет позиции HR-директоров в белорусских компаниях, и снова демонстрирует «профессиональный» подход к своему делу рекрутеров. Ну а рынка хэдхантинга как не было, так и нет, поэтому упоминания о нем в резюме или вакансиях вызывают только слезы умиления. Поправьте меня, если я не прав, или выскажите свой комментарий на эту тему.

В свою очередь хочу сказать, что подобные факты белорусских реалий подвигли меня на написание большой статьи по HR-брендингу и корпоративной культуре.

Почитать другие статьи на сайте:

Практический семинар: как найти хорошую работу и построить свою карьеру?
Психология рекламных объявлений.
Услуги консалтинга: тренинги, обучение, коучинг и создание HR-бренда