Психология гламура. Почему люди хотят быть гламурными?

Гламур и реальные жизненные ценности

Многие люди падки до роскоши, немногие могут устоять перед соблазнами сладкой жизни. Из каждого «утюга» нам рассказывают о прелестях dolce vita. То, за что недавно ругали «загнивающий Запад» уже в каждом городе, доме, семье.

Мы стали жить в обществе потребления, в обществе, где простой акт потребления, считается личным достижением. (с)

Попробуйте снова перечитать предыдущую фразу! Если я что-то значимое приобрел, значит, я достиг. Представляете как легко? Уже не нужно ничего достигать и что-то из себя представлять, достаточно просто приобрести некоторое количество вещей, и можно выставляться на всеобщий показ.

Этот тренд активно поддерживается СМИ и рекламой –  «Купите наш товар и вы станните лучше, привлекательнее, успешнее, вас станут уважать!» И люди ведутся на эту уловку. Люди окружают себя вещами, рассказывают об этом знакомым и испытывают удовольствие и гордость за себя. Шедевры кино нам заменили киноиндустрией, музыку – шоубизнесом, литературу – бульварным чтиво, друзей – френдами в соцсетях.

Гламур – не поведение, это состояние души, но только нездоровое, болезненное ее состояние. Стремление окружить себя роскошью было всегда свойственно власть держащим, но это стремление было продиктовано определенной логикой. Вожди ели из золотой посуды и носили манто из горностая, чтобы продемонстрировать свою силу, мощь. «Вставай под мои знамена, воюй за меня, и у тебя будет кусок твоего богатства!» Такая демонстрация вполне может быть оправдана. Но современные тенденции гламура не имеют таких мотивов, это, скорее, самолюбование. И мотивами служат желание получить свою порцию восхищения.

Для понимания феномена роскоши важно помнить, что ни один предмет, услуга или товар, попадающий в эту категорию, не относится к категории необходимых для жизни человека. Это всегда излишество, за которыми стоят определенные человеческие мотивы: подчеркнуть свой статус, желание обратить на себя внимание, выделиться, желание принадлежать к определенной социальной группе, желание спрятать свои внутренние «скелеты в шкафу» за внешним блеском, желание отыграть старые обиды и доказать свою значимость. Мотивы весьма разнообразны, но способ простой – плати и получишь (так обещает реклама).

На чем основывается гламур?

По своей природе гламурность – это проявление инфантилизма. Здесь не демонстрируются достижения (как взрослый результат), здесь важен сам факт обладания какой-то вещью. «У меня есть игрушка! Восхищайтесь!» В основе гламура лежит идентификация себя с объектом вожделения, и как следствие, полная утеря собственного я: «я – это мой автомобиль», «я – это вещи на мне». Ни один здоровый человек не откажется от собственной личности, это против человеческой природы. Людей, которые способных «растворятся» в чем-то, мы называем сумасшедшими. А здесь добровольная и социальная неопасная форма. И человек, вроде, остается, и вреда он никому не наносит, и речь, вроде, адекватна (хотя сильно скудна). Но на самом деле человека нет! Есть вещи, «штучки», «фишки», «лейблы», маски, образы, а души нет, личности нет, самосознания нет.

Жертвы гламура

Больше всего этому явленнию подвержены женщины, которых с детства воспитывали как кукол. Они сжились с этой мыслью, и считают своим достоинством – быть куклой, которой нужно, восхищаться, с которой нужно играть, одевать, и заботиться о внешнем виде. У куклы нет души, хотя она может выглядеть как настоящая (хлопать ресницами, произносить несколько слов). Чтобы не чувствовать страх пустоты и собственное одиночество, легче поддаться этому добровольному сумасшествию, окружив себя массой материальных вещей, и идентифицировав себя с ними. Это и есть гламур в самом его ярком свете. Если вы мне не доверяете, то присмотритесь к персонажам гламурных тусовок. Большое количество пластических операций, как свидетельство непринятия себя, желание переделать и изменить, пускай и путем крамсания собственного тема, в прямом смысле этого слова.

Роскошь человеческого общения

А если серьезно поговорить о роскоши, то знаете, что сегодня действительно можно таковой считать? Мне об этом каждый день говорят люди, с которыми я встречаюсь. Полки завалены товарами, а в жизни наблюдается огромный дефицит, который не купишь ни за какие деньги. Сегодня роскошь – настоящая дружба. Простое человеческое открытое общение стало роскошью, за которой люди идут в психологические группы. Они истосковались по человеческому теплу, оно тоже перешло в категорию роскоши. Многие так и говорят, что им нужно не решение проблем, а возможность побыть собой, почувствовать принятие другими. Непозволительная для некоторых роскошь – романтические любовные отношения мужчины и женщины. Возможность говорить, о чем тебе важно и быть услышанным – тоже роскошь. Понимание – практически недостижимая роскошь. Быть и жить собой – роскошь для современного человека. Нас хотели видеть определенного качества, мы изображаем тех, кем мы не являемся, мы совсем себя не знаем. Мы так привыкли никому не доверять, что просто разучились это делать. Мы знаем как «жить головой, но забыли, как жить сердцем».

Вот что такое роскошь сегодня! Вот, что будет иметь ценность всегда. У меня нет целей бороться с гламуром, или осуждать роскошь. Это бесперспективное занятие, как будто бы мы объявили войну психическим заболеваниям. Добровольное помешательство не остановить до тех пор, пока у человека не появится действительно значимых ценностей в жизни. А что для вас сегодня роскошь?

читать другие мои статьи на этом сайте:
материнство и отношения с матерью
про чусвство зависти
ограничения и самоограничения
почему мужчины уходят от женщин