Пример программы тренинга по командообразованию с упражнениями

Программа тренинга по командообразованию

Программа тренинга по командообразованию
Цель – развить навыки внутренней коммуникации в компании, познакомить участников с методами принятия коллективных решений, отработка менеджерских навыков умения вести переговоры в жестких условиях, ораторское искусство
Кол-во участников: до 50-ти человек
Время: 5 часов
Количество тренеров: 3 человека

1. Организационный блок (20 мин)
Представление команды тренеров, озвучивание регламента работы, организационные вопросы. Основная работа будет происходить в подгруппах. Все участники будут разбиты на небольшие подгруппы по 7-8 человек (до 10). Принцип разделения – в группу должны попасть сотрудники, которые меньше всего знакомы, и с которыми меньше всего приходится пересекаться по рабочим вопросам (из разных отделов). Руководители следят за тем, чтобы принцип не нарушался. Каждая группа в последующем будет оценивать другие группы, выставляя свои оценки от 1 до 3 (т.о. может быть оценено только три команды. Результаты всех конкурсов суммируются и выигрывает команда, которая набирает большее количество баллов. Тренера за каждый конкурс могут присуждать по 1 баллу любой команде, а также снять 1 балл за нарушение правил или регламента (экспертная оценка). По результатам дня – награждается команда, занявшая 1 и 2е место, а также утешительный приз для команды, занявшей 3-е место
По ходу тренинга хорошо делать фотографии для корпоративного сайта

2. Задание – название и герб группы (за 35 мин)
Цель: разминка и знакомство в подгруппах
Группы должны совместно придумать название своей команды и на листе А4 изобразить герб. На обсуждение дается 15 минут. На каждую презентацию отводится 3 минуты. Оценивается самое интересное и оригинальное представление своей команды.

3. Задание «Вавилонская башня»
Цель: Навыки коммуникаций, умение планировать, проработка детального плана, навыки проектной работы и оценки проекта Построить самую высокую башню из листов А4, при этом затратив меньше всего ресурсов (бумаги, скрепок)
1 этап (15 минут) отводится на обсуждение проекта в командах (план, как будут строить башню). В результате должен получиться четкий план строительства башни, со сметой, чертежом и оценкой временного фактора (за сколько минут, какой высоты, сколько будет расходовано ресурсов, технология строяния)
2 этап – презентация проектов (по 5 мин на команду=25 мин). Каждый проект получает или не получает «одобрено» от тренеров. Затем команды должны обменяться своими проектами
3 этап (10-20 мин) – строительство башни по чужому проекту. Команды, получив все необходимые ресурсы приступают к строительству. Основная цель – выполнить проект с отведенными ресурсами. Побеждает справившаяся команда по времени, и уложившаяся в проект

Перерыв (15 мин)

4. Техника переговоров «Шесть шляп»

Цель: ознакомить участников с методом принятия коллективных решений и распределение ролей в команде
1 этап – презентация технологии (30 минут)
Данная технология разработана на основе принципов, предложенных Эдвардом Де Боно. Она используется командой, когда требуется принять важное решение. Для того чтобы решение было максимально взвешенным и объективным, необходимо рассмотреть ситуацию с нескольких сторон. Этими «сторонами» становятся «шляпы»:
Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря белой шляпе можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, туманят разум.
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы; позволяет оценить риски.
Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, которые больше не будут мешать работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает находить смысл в том, что человек делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контексте глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной…
Итак, представьте ситуацию, в которой вашей команде предстоит принять важное решение или прояснить некоторую задачу работы. Команда садится в круг, Вы рассказываете о значении каждой шляпы и предлагаете рассмотреть ситуацию, последовательно надевая разные шляпы.
Примеры: Надевая белую шляпу, вы задаете команде вопросы:
Каковы объемы наших продаж? Заметны ли тенденции к росту или спаду объема? О чем говорят данные анализа рынка? Результаты обсуждения кратко записываются на доске.
Надевая черную шляпу, вы задаете команде следующие вопросы:
С какими трудностями мы сталкиваемся при продаже нашей продукции? Кто является нашими наиболее сильными конкурентами? Почему снижаются объемы продаж? Могут ли снизиться объемы продаж в ближайшее время и почему? Можно ли противостоять снижению объема продаж? Результаты обсуждения кратко записываются на доске.
Надевая желтую шляпу, вы задаете команде следующие вопросы:
Каковы наши успехи по продажам? Есть ли позиции, которые можно было бы улучшить? Результаты обсуждения кратко записываются на доске.
Надевая красную шляпу, вы обсуждаете эмоциональные отклики клиентов, как положительные, так и отрицательные. В конце обсуждения вы обобщаете информацию, записывая на доске общие пожелания клиентов.
Надев зеленую шляпу, вы предлагаете членам своей команды придумать как можно больше оригинальных способов работы с клиентом для увеличения объема продаж.
Надев синюю шляпу, вы просите команду поразмышлять и обменяться мнениями по вопросам:
Зачем мы продаем? Как влияет на развитие человека наша продукция? Какие проблемы человек решает благодаря нашей продукции? В чем заключается роль продавца? Как меняется общество в связи с нашей деятельностью?
После обмена мнениями по технологии «Шесть шляп» вы можете перейти к конкретным решениям и составлению плана действий. Данную технологию также можно использовать как основание для распределения ролей в команде.

2 этап – обсуждение ситуации в команде (40-50 минут)
Каждая команда предлагает свою ситуацию, связанную с рабочими моментами (ведущие фиксируют, что за ситуация)
Здесь оценки не выдаются

5. Задание «Кейс – забастовка на предприятии» (может заменяться другой аналогичной ситуацией)
Цель: отработка навыков ведение переговоров, ораторское искусство, умение принимать общую стратегию
Условие кейса: производственное предприятие с круглосуточным циклом производства. Существует реальная угроза поломки дорогостоящего оборудования, которое может привезти к полной остановке производства. На предприятии существует коллективный договор, по которому заработная плата рабочим индексируется ежемесячно, с учетом уровня существующей инфляции. Последние пол года заработная плата не индексировалась, что вызывало недовольство сотрудников и угрозы забастовки со стороны профсоюзов. Причина, по которой этого не делалось – модернизация производства и закупка нового дорогостоящего оборудования, руководство предприятия обещало в течении ближайшего месяца возобновить индексацию и компенсировать недополученную заработную плату. Руководством предприятия принято решение о срочной замене аварийного оборудования, но придется отсрочить индексацию еще на пол года, а также задержать выплату заработной платы сотрудникам на 2 недели. Этот срок необходим, чтобы уладить вопросы кредитования в банке. Профсоюзы не поддержали руководство и организовали забастовку на проходной. Совет директоров собрался на совещание, чтобы решить эту задачу. Ваша цель: уговорить профсоюзы прекратить забастовку
Каждая команда обсуждает свою стратегию в течении 15 минут. Команды-соперники изображает в это время недовольных рабочих. Каждой команде дается 15-20 минут на то, чтобы убедить соперников.
Присуждаются баллы за удачную стратегию и умение убеждать.

Заключительная часть (30 мин) Подведение итогов и награждение команд

Еще пример тренинга по команандообразованию
что такое лайф-коучинг