Психология похудения

Тема собственного веса, для меня непростая. Я не могу похвастаться хорошей фигурой, поэтому не могу себе позволить есть все что мне вздумается, не оглядываясь на последствия. Конечно, кто-то сразу скажет «жрать нужно меньше», но удивительная вещь: мой рацион не больше, а иногда и меньше ежедневного рациона других людей. Я с детства был крупным и полным мальчиком, и был период в моей жизни когда я весил в пределах нормы. Это было время с 16 до 25 лет, затем я снова постепенно набирал избыточную массу.


UPD. Статья мной написана в 2014 году, апдейт январь 2019.

С некоторыми собственными утверждениями я сегодня не согласен. Можно было бы удалить статью, чтобы не вводить в заблуждение читателей. Но я решил ее оставить, как пример собственных ошибок и заблуждений. Это нормально, когда люди заблуждаются, или делают неверные выводы из-за недостатка информации. Все мы учимся на ошибках. Поэтому, если вы наткнулись на эту статью из поиска, прочтите ее, уже зная, что здесь есть ошибки (не всё ошибки, но есть неверные выводы и интерпретация), а потом переходите по метке “похудение” (справа от статьи есть метки). Под этой меткой на сайте находятся все статьи на тему похудения, диет и прочего. Что я делаю не так, чтобы похудеть?

Мое похудение никак не связано с диетами, я активно занимался спортом, были периоды, когда мои тренировки по киг-боксингу были по 6 раз в неделю. Тогда моим результатом стало минус 30 кг за 9 месяцев. Поступив в университет, мне пришлось оставить спорт, потому что совмещать учебу во второй смене и тренировки не представлялись возможными. В этот период я ел, что хотел, вел привычный образ жизни, и странным образом не поправлялся, не считая +\-5 кг. Больше всего я набрал избыточный вес, первый раз женившись. Удивительно, но женившись второй раз история повторилась, хотя уже не так значительно.

Я честно ходил в тренажерный зал трижды в неделю, но кроме некоторых изменений пропорций тела, вес стоял практически на месте. Диеты я отверг с самого начала, потому что изводить себя лишениями и голодом я не хочу, да и потом расплачиваться проблемами со здоровьем и очередной прибавкой в массе, мне не импонировало.

Занимаясь психотерапией, я четко понимал, что мой вес – отражение некоторых психологических процессов, но каких, я пока не мог выяснить. И вот в декабре 2013 года было принято опробовать диету, которая доказала свою эффективность среди моих знакомых. Их результаты впечатляли. Я поинтересовался эффективностью диеты у врача-диетолога Светланы Кашицкой, она также подтвердила ее обоснованность с точки зрения физиологии, правда с некоторыми оговорками о побочных эффектах (внимательно следить за образованием камней в почках). Сама Светлана сторонница несколько иного подхода, который в двух словах можно описать как «сбалансированное питание и правило тарелки». Мной была выбрана диета Дюкана, потому что я мясоед и для меня это принципиальный вопрос. Я не стану расписывать ее подробно, кто захочет найдет материалы в интернете.

Начало процесса было решено отложить после новогодних праздников, дабы не вводить себя в искушение. Забегая вперед, скажу результат: 1 месяц – минус 9 кг. Начало хорошее! А теперь несколько слов о самом процессе.

Изменение пищевых привычек

Это самый сложный этап. Я всю жизнь привык к определенным блюдам, к определенным вкусам и комбинациям. Диета предполагает жесткие правила, а блюда не совсем привычны. Отказ от сахара и углеводов первоначально воспринимается как трагедия. Чай на вкус отвратителен, кофе – так себе, отсутствие гарнира удручает, вкус свинины не забывается. Легкая паника по началу, страх сорваться. Но через неделю-две начинаешь замечать непривычные вкусы. Чай без сахара уже не кажется противным. Через три недели в том же чае обнаруживается совершенно новый вкус. Так как происходит чередование «белковых дней» с «белково-вощными», то овощи сами по себе становятся праздником. Никогда раньше не ел зеленый салат с таким удовольствием. Походы в магазин пришлось пересматривать: на полках полно продуктов, которые нельзя, и теперь нужно отыскивать совершенно экзотические. В хлебном отделе теперь нечего делать. Приходится искать рецепты, чтобы разнообразить меню. Так как рыбу можно в неограниченном количестве в любом виде, я стал частым гостем рыбных отделов.

Я упоминал, что не люблю себя ограничивать, поэтому чтобы еда была вкусной и соответствовала правилам, я предпочитаю продукты подороже. Ну что поделать, если из всех сортов рыбы я люблю красные сорта, и не люблю белые? Хорошая говядина, как и продукты из нее в наших широтах тоже не дешевые, а питаться только курицей мне мешает мое гурманство.

Вы поняли, что придется менять свои пищевые привычки, и как с любыми привычками – это вопрос времени и усилий. Тем более, когда речь идет о базовых пищевых привычках.

Интересно, что уже столько написал, а пока ни слова о психологии. Терпение! Сейчас скажу и об этом.

Чувствительность к себе

Конечно, такой режим непривычен, поэтому постоянно приходится прислушиваться к своему внутреннему ощущению: «что со мной происходит? Как я себя чувствую? Чего я сейчас хочу?». Интересно, что все эти вопросы в рамках гештальт-терапии терапевт постоянно задает своему клиенту. Я поделился информацией о диете со своим терапевтом. Да-да, не удивляйтесь, у терапевтов есть тоже свои терапевты, таковы особенности профессии. Выяснив всю историю изменения моего веса, мы пришли к выводам, что в детстве я набирал вес, находясь на каникулах у бабушки, которая меня сильно любила. Бабушке неважно как я выгляжу, бабушке важно любить. И свою любовь она проявляла, вкусно кормя внука. За лето я набирал несколько килограмм, и по приезду домой постепенно их скидывал. Интересно, что еда мамы не ощущалась такой вкусной, если только не совпадали рецепты. Еда – это удовольствие, а удовольствие – это любовь. Вот такая интересная формула поселилась у меня в голове. Лето у бабушки вспоминается как наиболее счастливые периоды в жизни, и такие моменты хочется продлить. Я аккумулировал эту любовь, складывая на своих боках, я повторял эти ощущения, находясь дома в Минске.

Какую психологическую функцию выполняет вес?

Исходя из психоаналитической концепции, излишний вес – это защитная функция. Мы становимся больше, и нашему существованию начинает угрожать меньше хищников. Мы становимся менее чувствительны, потому что защитный слой не дает прямого контакта с окружающим миром. И меня в детстве действительно редко кто пытался физически обидеть, потому что я был всегда выше сверстников и значительно крупнее их. Я всегда водил дружбу с ребятами постарше, так как выглядел из-за габаритов старше. Но вспоминая себя в детстве, я был ранимым ребенком. Порой эту ранимость я замечаю и сейчас, уже могу замечать.

Мое похудение было связано, в первую очередь, с желанием понравится девушкам. И когда приятель предложил мне пойти на секцию киг-боксинга, я не верил в себя, не соглашался. Но через пол года, я втянулся, там я получал поддержку даже несмотря на то, что далеко не все у меня получалось, и через некоторое время я решил сбросить лишний вес. Стал еще более усердно тренироваться, старался придерживаться оптимального рациона. Тогда я добился максимального для себя результата в 86 кг при росте 193 см. Теперь я мог себя защитить не только весом, но и кулаками.

Я вспоминаю забавный эпизод  из своей жизни. Каждое лето, приезжая к бабушке, я задирался с одним и тем же парнем, и каждый раз мы дрались и он побеждал. Каждый год у меня были разбиты губы, синяки под глазами. И вот я приехал заметно похудевший, после года тренировок и история повторилась. Только на этот раз я победил. После этого, ни тот парень, никто из той компании меня больше не задирал. Затем аналогичные истории произошли и в Минске, когда с несколькими ребятами, мне удалось их победить в драках, и они также прекратили меня поддевать.

Про любовные победы я стыдливо промолчу. Гусары, молчать! Об этом непринято говорить.

И вот женившись первый раз, мне уже нет необходимости завоевывать женщин, мужская конкуренция выходит на другой уровень, и сила доказывается социальной успешностью (количество материальных благ, которые способен заработать мужчина). Остается только «любовь бабушки». Некоторые неудачи в профессиональном плане заставляют снова нарастить броню. Неудовлетворенность жизненными обстоятельствами заставляет терять чувствительность. А средство? Оно знакомо с детства! Мой лишний вес.

Вернувшись в психотерапию к 30 годам, мне удалось найти себя, свой путь, построить хорошие отношения с любимой женщиной, обзавестись сыном. Я наконец-то мог бы сказать, что я доволен жизнью, и даже не побоюсь произнести «счастлив». Меня не тяготили вопросы собственного веса, я вполне органично себя чувствовал. Только иногда, глядя на себя со стороны, сталкивался с чувством неловкости и стыда. Я пошел на бо-динамику с надеждой разобраться в собственных отношениях со своим телом. И первые же семинары мне указали на мою расщепленность относительно ментальной жизни и телесной (чувственной ее стороны). Вдруг оказалось, что сохраняя чувствительность в теле, обнаруживаешь нескончаемый источник энергии и приятных ощущений. К сожалению эффект от семинара был краткосрочным и продлился не больше месяца. Но впереди еще много занятий. Конечно, понимание всех этих процессов мне дала личная терапия и обсуждение этого вопроса со своими клиентами.

И вот сейчас я могу сказать о нескольких побочных эффектах похудения за один месяц:

Я стал чувствительнее к себе, и вдруг стал чувствительнее к другим. Это сильно отразилось на моей работе терапевта. Я буквально проживаю каждую сессию. Не могу сказать, что этого не было раньше, были прекрасные сессии, но не так очевидно каждый день.

Я перестал храпеть (извините за интимную подробность). Можно это связать с весом, а можно посмотреть на храп как на «плевок» на окружающих, бессознательное «плевание» на тех, кто рядом. Неудобно плевать на близких людей, нужно относиться к ним лучше.

Мне нет необходимости защищаться с помощью своих размеров, я чувствую свою физическую силу, я верю в свой жизненный путь.

Мои килограммы мне не нужны больше! Еда – это функция, необходимая и важная, но функция, она может приносить удовольствие, но не обязана его заменять. Я готов оставить любовь своей бабушки в сердце, а не хранить ее на боках.

Я надеюсь, что мой рассказ кому-то может помочь или подтолкнуть понять лучше себя, разобраться со своим телом и найти гармонию. Я не останавливаюсь, возможно, что-то новое появится в процессе и мне захочется этим поделиться. Сейчас я не знаю.