Почему психологи не работают на предприятиях?

Попалась на глаза одна вакансия для психолога:  довольно редкое явление для наших широт и рынка труда. Не скрою, мне стало даже любопытно.

Но вызывает сомнения несколько факторов:
1. необходимость работы полный рабочий день (не представляю, чем может заниматься человек на такой позиции целый рабочий день?)
2. может ли психолог (а речь скорее идет о психологе-психотерапевте) работать в качестве наёмного сотрудника, и каким образом сохранить терапевтические границы?
Вот о чем идет речь:

1. 1.Требование к образованию “факультет психологии БГУ” – уважаемый ВУЗ, ничего не могу сказать, но практических психологов у нас не готовит ни один ВУЗ, поэтому дополнительное образование в области психотерапии, звучало бы понятнее. Одинаково хорошо дают теоретическую подготовку и в БГПУ им. М.Танка, факультет психологии. Про остальные ВУЗы ничего не могу сказать. т.к. их выпускники мне не попадались
2.  “Возраст 30-40 лет” – вполне вписывается в требования, если речь идет об опыте терапевтической практики и жизненном опыте
3. “Опыт консультирования” – не совсем понятное требование. Если речь идет именно о психотерапевтической практике, это одна ситуация,  если же речь именно о ” психологическом консультировании”, то ситуация выглядит иначе. Это принципиально разный опыт, и принципиально разные задачи у психотерапевта и консультанта (об этом можно почитать по ссылке).

Скорее, эта вакансия натолкнула меня на размышление: может ли психолог-психотерапевт работать наемным сотрудников в Компании?

Решил высказать свои соображения на эту тему.

Терапевтическая практика подразумевает добрую волю клиента, который обращается за помощью к психотерапевту и оплату, которая  является частью терапии и терапевтического контракта. Предприятие может взять на себя функцию, когда оплачивает услуги психолога, но это будет выглядеть, скорее, как социальный пакет. В любом случае это выглядит как трехсторонний терапевтический контракт: с одной стороны терапевт, который берет на себя обязательства профессионально выполнять свою работу, с другой стороны – Компания, которая оплачивает услуги психолога, с третье стороны – сотрудник, который имеет возможность решения своих личных проблем, которые могут сказываться на его профессиональной деятельности. Такая ситуация не нова, и встречается в психологической практике, когда за консультацией обращаются родители ребенка или подростка, которые оплачивают терапевтическую сессию, но работа ведется с их ребенком, или когда родственники зависимого человека обращаются за терапевтической помощью.

Если же руководство Компании рассчитывает, что при помощи практического психолога возможна некоторая коррекция неких “ограничивающих убеждений и повышение профессиональной успешности”, здесь возникает профессиональная дилемма. Это не относится к области профессиональной этики, потому что специалист не станет нарушать этический кодекс психолога и разглашать конфиденциальную информацию, но :

– психолог получает деньги от своего работодателя, что ставит его в зависимые отношения, и руководство в этой связи, вправе высказывать свои пожелания к работе терапевта и ставить определенные задачи (по сути, формировать запрос)

-с другой стороны, терапевтическая сессия и все, что на ней происходит касается исключительно клиента (в данном случае работника) и терапевта (в данном случае наемного психолога)

– терапевтические отношения  – это особый вид отношений, который подразумевает открытость, честность и полное доверие, и основным является все таки желание клиента, которое будет определяющим в данном случае.

Если в ходе терапии, клиент придет к пониманию, что у него есть некоторые личные “ограничения” или проблемы, которые могут влиять на успешность профессиональной деятельности, он может совместно с терапевтом принять решение поработать над этим, но заранее предугадать данный сценарий не представляется возможным. Как невозможно на первоначальном этапе сказать, какие именно существуют ограничения, как они влияют или не влияют на работу, и решение каких личных проблем может благотворно сказаться на эффективности сотрудника.

Мне представляется единственной возможностью, когда психолог может использовать психологические знания и навыки для моделирования обучения для сотрудников. В таком случае есть понимание, какие навыки и знания мы формируем у слушателей, какие методы в наибольшей степени отвечают поставленной задаче. По сути, речь идет о  тренингах  обучения.

Я не исключаю самой возможности работы психотерапевта в какой либо организации, но считаю, что для его полноценной работы необходимо соблюдение слишком многих условий, а не один работодатель на подобный шаг не согласится, потому что окупаемость подобных инвестиций вызывает слишком много вопросов.

Это должна быть достаточно крупная Компания (не менее 200-300 человек, иначе ему просто не будет работы), должно пройти достаточно большое количество времени, чтобы сотрудники смогли начать доверять специалисту, должны появиться первые положительные отзывы самих сотрудников, и самое главное – это может выглядеть, исключительно, как социальный пакет Компании.  Да и в этом случае, мне кажется, было бы целесообразно заключить договор, по которому работа психолога оплачивается по количеству проведенных терапевтических часов, отчет о которых предоставляет психолог в конце каждого месяца на основании количества обратившихся к нему сотрудников предприятия.

Во всех остальных случаях мы можем говорить о прикладных аспектах психологии: обучение, консультации по отдельным вопросам и реже, оценка персонала (об оценке и психологических тестах имеет смысл поговорить в отдельной статье, потому что эта тема также вызывает большое количество споров в профессиональной среде).

почитать другие статьи:
Вопросы психологу
С чего начинать обучение в Компании